ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
осуществляется в соответствии с гл. 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530.
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий (п. 121 Положения).
В Республике Беларусь заключаются в письменной форме следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
1) договор внутреннего страхования;
2) договор пограничного страхования;
3) договор страхования "Зеленая карта".
На территории Республики Беларусь действуют договоры страхования "Зеленая карта", заключенные со страховыми организациями государств - членов системы "Зеленая карта", с уполномоченными организациями которых Белорусское бюро заключило соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п. 123 Положения договор внутреннего страхования заключается с владельцем - резидентом Республики Беларусь или нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории Республики Беларусь. Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора внутреннего страхования, является страховое свидетельство. Договор пограничного страхования заключается с владельцем или от его имени с водителем - нерезидентом Республики Беларусь, не имеющим договора внутреннего страхования либо договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории Республики Беларусь, по транспортному средству, въезжающему на территорию Республики Беларусь. Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора пограничного страхования, является страховой полис. Договор страхования "Зеленая карта" заключается с владельцем по транспортному средству, зарегистрированному в Республике Беларусь и выезжающему за ее пределы для использования в дорожном движении страны - члена системы "Зеленая карта", с уполномоченной организацией которой Белорусское бюро заключило соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора страхования "Зеленая карта", является страховой сертификат. Формы бланков страхового свидетельства, страхового полиса и страхового сертификата утверждаются Белорусским бюро по согласованию с Министерством финансов.
Страховым случаем согласно п. 124 Положения является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в период действия договора внутреннего, либо пограничного страхования, либо договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории Республики Беларусь, в результате дорожно-транспортного происшествия, в связи с чем предусмотрена выплата страхового возмещения в соответствии с настоящим Положением.
Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:
1) жизни, здоровью и (или) имуществу лица вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
2) владельцу транспортного средства (водителю), который в установленном порядке признан лицом, причинившим вред в результате этого же дорожно-транспортного происшествия другому лицу;
3) транспортному средству, установленному на нем оборудованию, перевозимому на нем грузу либо находящемуся в нем имуществу лицом, управлявшим данным транспортным средством;
4) имуществу в виде наличных денег, драгоценностей, ценных бумаг, документов и коллекций;
5) в результате дорожно-транспортного происшествия, не зарегистрированного в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел;
6) во время использования транспортного средства в спортивных соревнованиях, гонках, на тренировках;
7) вследствие всякого рода военных действий и мероприятий, их последствий, гражданской войны, народных волнений и забастовок;
8) загрязнением окружающей среды или повреждением ее объектов в результате дорожно-транспортного происшествия;
9) владельцами транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию согласно настоящему Положению (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мопедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств, не указанных в абз. втором п. 120 Положения, а также транспортных средств Вооруженных Сил, которые не используются для обеспечения хозяйственной деятельности);
10) упавшим с транспортного средства грузом, выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и другое);
11) потерпевшему в связи с несохранением транспортного средства и (или) иного погибшего (уничтоженного) либо поврежденного имущества в послеаварийном состоянии до осмотра их (его) специалистом по определению стоимости транспортных средств оценщика или специалистом страховщика (Белорусского бюро) в соответствии с п. 167 Положения, если это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и (или) размер вреда, подлежащего возмещению;
12) владельцами транспортных средств друг другу либо одному из них, чьи транспортные средства были прицеплены или иным образом присоединены одно к другому;
13) в результате взаимодействия в одном и том же дорожно-транспортном происшествии нескольких транспортных средств, принадлежащих одному и тому же владельцу, когда данный владелец является как причинителем вреда, так и потерпевшим.
В перечисленных случаях потерпевший или его наследник может в соответствии с законодательством предъявить лицу, причинившему вред, иск о его возмещении (п. 125 Положения).
Лимиты ответственности, в пределах которых страховщик обязан при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа) в течение срока действия договоров внутреннего, пограничного страхования и договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории Республики Беларусь, возместить потерпевшим причиненный вред, устанавливаются Президентом Республики Беларусь (п. 126 Положения).
В соответствии с п. 127 Положения в случае, если сумма возмещения вреда превышает установленные лимиты ответственности, потерпевший или его наследник вправе предъявить лицу, причинившему вред, иск о возмещении вреда на сумму, превышающую указанные лимиты.
Размер страхового взноса по договору внутреннего страхования, заключенному с резидентом Республики Беларусь, устанавливается дифференцированно в зависимости от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и страхового риска и корректируется с учетом местонахождения (местожительства) владельца транспортного средства, в зависимости от возраста и стажа вождения страхователя - физического лица, а также аварийности использования транспортного средства. Корректирующие коэффициенты к страховому взносу и правила применения системы скидок и надбавок исходя из аварийности использования транспортного средства (система бонус - малус) по договорам внутреннего страхования устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Скидка со страхового взноса исходя из аварийности использования транспортного средства применяется только по договорам страхования, заключаемым на один год. Размер страхового взноса устанавливается:
1) по договору пограничного страхования и договору внутреннего страхования, заключенному с нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, - в зависимости от типа транспортного средства и срока его страхования;
2) по договору страхования "Зеленая карта" - в зависимости от типа транспортного средства, стран, на территорию которых выезжает владелец транспортного средства (водитель), и срока страхования.
Физические лица - резиденты Республики Беларусь, получившие бесплатно или на льготных условиях транспортные средства через органы по труду и социальной защите или от Белгосстраха в связи с осуществлением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица уплачивают взносы по договорам внутреннего страхования в размере 50% от установленного взноса при условии личного пользования транспортным средством. Страховой взнос по договорам внутреннего страхования по всем основаниям не может быть уменьшен для соответствующего транспортного средства более чем на 50%, а для граждан, получивших бесплатно или на льготных условиях транспортные средства через органы по труду и социальной защите или от Белгосстраха, а также для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц - более чем на 70% (п. 128 Положения).
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенный на транспортное средство, согласно предписаниям п. 129 Положения распространяется на всех лиц, имеющих согласно законодательству основания на право управления данным транспортным средством.
Уплата страхового взноса производится, как правило, единовременно. При заключении договора внутреннего страхования сроком на один год взнос может уплачиваться в два этапа: 50% - при заключении этого договора и 50% - в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу. Размер страхового взноса по договору внутреннего страхования, за исключением договора страхования, заключенного с нерезидентом Республики Беларусь, определяется в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро при уплате:
1) по безналичному расчету - на день перечисления денежных средств;
2) наличными денежными средствами - на день уплаты.
По договору пограничного страхования и договору внутреннего страхования, заключенному с нерезидентом Республики Беларусь, страховой взнос уплачивается в свободно конвертируемой валюте или российских рублях, а по договору страхования "Зеленая карта" - в свободно конвертируемой валюте (п. 130 Положения).
В соответствии с п. 131 Положения, если страхователь в период действия договора внутреннего страхования начал использовать свое транспортное средство в качестве такси или на экспрессных регулярных маршрутах либо увеличил страховой риск по другим причинам, он должен подать страховщику соответствующее заявление и доплатить причитающуюся часть страхового взноса. При уменьшении страхового риска и отсутствии страхового случая в период действия договора внутреннего страхования страхователь имеет право получить часть страхового взноса за полные месяцы со дня подачи заявления до окончания срока страхования за вычетом пропорционально этой части средств, отчисленных в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, гарантийные фонды Белорусского бюро, и выплаченного комиссионного вознаграждения.
Согласно п. 132 Положения договор внутреннего страхования заключается, как правило, на один год. При сезонном использовании транспортного средства этот договор может быть заключен на срок от 1 до 12 месяцев. При приобретении или получении транспортного средства до его регистрации указанный договор должен быть заключен владельцем этого средства на 15 дней.
Владелец транспортного средства или водитель - нерезидент Республики Беларусь, въезжая на территорию Республики Беларусь, должен заключить договор пограничного страхования на весь период использования транспортного средства на данной территории, но не менее чем на 15 суток (360 часов). При отказе владельца транспортного средства (водителя) заключить такой договор транспортное средство не подлежит ввозу на территорию Республики Беларусь. Если владелец транспортного средства застраховал гражданскую ответственность в государстве, с уполномоченной организацией которого Белорусское бюро заключило соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то при въезде на территорию Республики Беларусь договор пограничного страхования не заключается (п. 133 Положения).
Владелец транспортного средства до выезда из Республики Беларусь в страны - члены системы "Зеленая карта", с уполномоченными организациями которых Белорусское бюро заключило соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должен заключить договор страхования "Зеленая карта" на весь период использования транспортного средства за границей, но не менее чем на 15 дней (п. 134 Положения).
В соответствии с гл. 11 Положения с владельцами транспортных средств заключаются договоры внутреннего и пограничного страхования, действующие на территории Республики Беларусь, а также договор страхования "Зеленая карта". Водитель не несет обязанности заключения договора внутреннего страхования, за исключением владельца транспортного средства. В отношении транспортного средства, не участвующего в дорожном движении, заключение договора страхования не обязательно (п. 135 Положения).
В соответствии с п. 136 Положения страхователь вправе выбрать страховщика, имеющего согласно законодательству основания для заключения соответствующего вида договора страхования, а данный страховщик не может отказать страхователю в его заключении.
Для заключения договора внутреннего страхования владелец транспортного средства обращается к страховщику с заявлением, содержание которого определяется Белорусским бюро, и представляет технический паспорт либо иной документ, подтверждающий право на владение транспортным средством. Физическое лицо также представляет страховщику паспорт или другое заменяющее его удостоверение личности. Если страхователь указал в заявлении заведомо ложные сведения либо не сообщил страховщику об увеличении страхового риска в период действия договора внутреннего страхования, что повлекло недоплату страхового взноса, страховщик вправе потребовать уплаты его в полном размере, а если это выявлено после наступления страхового случая, то страховщик имеет право требования согласно п. 178 Положения. Договор пограничного страхования и договор страхования "Зеленая карта" заключаются на основании технического паспорта без подачи заявления. С владельцем транспортного средства может быть заключен только один договор по соответствующему виду договора страхования. Все последующие договоры страхования в период их одновременного действия признаются в установленном порядке недействительными (п. 137 Положения).
Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхового взноса (его части) наличными денежными средствами либо по желанию страхователя с любого дня в течение одного месяца с момента уплаты страхового взноса. При внесении страхового взноса (его части) по безналичному расчету договор страхования вступает в силу с момента выдачи страхового свидетельства (страхового полиса, страхового сертификата) либо по желанию страхователя с любого дня в течение одного месяца с момента его (их) выдачи. При заключении договора страхования на новый срок до истечения действия предыдущего договора он вступает в силу со дня окончания действия предыдущего договора. Договор внутреннего страхования может быть заключен на новый срок не более чем за один месяц до истечения действия предыдущего договора. Если за этот период произошел страховой случай, то страхователь обязан доплатить страховщику страховой взнос исходя из корректирующего коэффициента аварийности использования транспортного средства, установленного Президентом Республики Беларусь (п. 138 Положения).
Согласно п. 139 Положения страховое свидетельство (страховой полис, страховой сертификат) выдается страхователю одновременно с уплатой наличными денежными средствами страхового взноса (его части), а при его уплате по безналичному расчету - не ранее дня поступления взноса на счет страховщика. В случае утери страхового свидетельства (страхового полиса, страхового сертификата) в период действия договора страхования страхователю по письменному заявлению страховщиком выдается дубликат. После выдачи дубликата утраченное страховое свидетельство (страховой полис, страховой сертификат) считается недействительным и никаких выплат по нему не производится.
П. 140 Положения установлено, что при использовании транспортного средства в дорожном движении на территории Республики Беларусь водитель обязан иметь при себе страховое свидетельство (страховой полис, страховой сертификат иностранной страховой организации, действительный на территории Республики Беларусь), которое (которые) предъявляется работнику Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел по его требованию.
Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел и другие уполномоченные государственные органы производят регистрацию, перерегистрацию и технический осмотр транспортных средств только при наличии у их владельцев страхового свидетельства (страхового полиса, страхового сертификата иностранной страховой организации, действительного на территории Республики Беларусь), за исключением случая, предусмотренного в ч. третьей п. 135 Положения (п. 14 Положения).
В соответствии с п. 142 Положения при выезде за пределы Республики Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за границей, водитель обязан предъявить на границе должностному лицу Государственного комитета пограничных войск или Министерства транспорта и коммуникаций страховой полис (страховое свидетельство, страховой сертификат иностранной страховой организации, действительный на территории Республики Беларусь). Если транспортное средство использовалось в дорожном движении на территории Республики Беларусь без заключения договора страхования или дольше срока действия договора страхования, то лицо, управляющее транспортным средством, привлекается к ответственности, при этом договор страхования не заключается.
При выезде в страны - члены системы "Зеленая карта" транспортного средства, зарегистрированного в Республике Беларусь, водитель обязан предъявить на границе должностному лицу Государственного комитета пограничных войск или Министерства транспорта и коммуникаций страховой сертификат, выданный белорусским страховщиком и действительный в этих странах (п. 143 Положения).
Согласно п. 144 Положения договор страхования прекращается при истечении срока страхования или неуплате страхователем в установленный срок второй части страхового взноса. Договор страхования может быть прекращен досрочно в случаях отчуждения транспортного средства, невозможности его использования по обстоятельствам, не зависящим от воли страхователя (при гибели (уничтожении) транспортного средства, не связанной со страховым случаем по данному виду страхования, выходе из обладания владельца в результате противоправных действий других лиц), ликвидации страхователя - юридического лица, списания транспортного средства с баланса юридического лица, досрочного прекращения договоров безвозмездного пользования, лизинга или аренды транспортных средств, если страхователем является ссудополучатель (арендатор), а также в других объективных случаях. Основанием для досрочного прекращения договора страхования является письменное заявление страхователя с приложением страхового свидетельства (страхового полиса, страхового сертификата) и копии документа, подтверждающего возможность прекращения договора страхования. В случае смерти страхователя договор страхования может быть прекращен по заявлению наследников. При досрочном прекращении договора страхования страховщик возвращает страхователю (наследникам) часть страхового взноса за полные месяцы со дня подачи заявления до окончания срока страхования с удержанием пропорционально этой части средств, отчисленных в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, гарантийные фонды Белорусского бюро, и выплаченного комиссионного вознаграждения. В случае расторжения договора страхования до вступления его в силу страхователю возвращается уплаченный страховой взнос полностью. Не подлежит возврату часть страхового взноса при досрочном прекращении договора страхования, если по нему производилась выплата страхового возмещения.
Если вместо отчужденного транспортного средства приобретено или получено иное транспортное средство, а также при реорганизации юридического лица договор страхования может быть переоформлен на оставшийся до его истечения срок на данное транспортное средство либо на правопреемника юридического лица. В случае, если размер страхового взноса за приобретенное или полученное транспортное средство больше, чем за отчужденное, переоформление договора страхования производится только при условии доплаты соответствующей части страхового взноса. Если страхователь не прекратил досрочно договор страхования и не переоформил его на приобретенное или полученное им иное транспортное средство вместо отчужденного, то он вправе передать на основании письменного заявления в страховую организацию данный договор страхования для переоформления его на нового владельца (п. 145 Положения).
В соответствии с предписаниями п. 146 Положения белорусское бюро создано в целях проведения в Республике Беларусь обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Белорусское бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Белорусского бюро по транспортному страхованию, утвержденным Президентом Республики Беларусь (п. 147 Положения).
Согласно п. 148 Положения для выполнения обязательств перед страхователями и потерпевшими Белорусское бюро формирует гарантийные фонды:
1) фонд страховых гарантий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предназначенный для обеспечения платежеспособности Белорусского бюро при взаиморасчетах с уполномоченными организациями других государств, с которыми Белорусское бюро заключило соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (о взаимном признании договоров такого страхования и взаимном урегулировании вопросов компенсации вреда и обеспечения расчетов с потерпевшими);
2) фонд защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий, который предназначен для осуществления расчетов с потерпевшими в случаях, предусмотренных Уставом Белорусского бюро.
Положения об указанных фондах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по предложению Белорусского бюро.
От страхового взноса страховщиком производятся отчисления:
1) по договорам внутреннего и пограничного страхования в фонд защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий Белорусского бюро - до 10%;
2) по договору страхования "Зеленая карта" в фонд страховых гарантий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро - до 10%.
Эти отчисления включаются в себестоимость страховых услуг и учитываются при налогообложении страховых организаций. Конкретный размер отчислений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Размер взносов, уплачиваемых страховщиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, при вступлении в члены Белорусского бюро, направляемых на формирование фонда страховых гарантий и фонда защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий, составляет 100000 и 60000 евро соответственно.
Белорусское бюро имеет право требования к страховщику по выплаченной потерпевшему сумме при выяснении обстоятельств, в связи с которыми выплату страхового возмещения за причиненный вред должен был произвести данный страховщик. Страховщики не вправе производить выплату страхового возмещения в тех случаях, когда расчеты с потерпевшими за причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия вред должно осуществлять Белорусское бюро в соответствии с Уставом Белорусского бюро (п. 149 Положения).
Вред, причиненный потерпевшему по договорам внутреннего и пограничного страхования, возмещается страховщиком, а в случаях, предусмотренных Уставом Белорусского бюро, - Белорусским бюро в соответствии с законодательством в пределах установленных лимитов ответственности при условии, что этот вред причинен:
1) транспортным средством, владелец которого заключил или должен был заключить договор страхования;
2) в результате движения или размещения транспортного средства и при наличии причинной связи между движением или размещением транспортного средства и причинением вреда;
3) владельцем транспортного средства, у которого возникла гражданская ответственность по возмещению данного вреда, и он не доказал, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
При этом не учитывается наличие грубой неосторожности потерпевшего или отсутствие вины причинителя вреда. По договору страхования "Зеленая карта" причиненный потерпевшему вред возмещается страховщиком, заключившим такой договор страхования, согласно праву той страны, на территории которой произошел страховой случай, если иное не определено руководящими документами системы страхования гражданской ответственности "Зеленая карта" (п. 150 Положения).
В соответствии с п. 151 Положения страховому возмещению подлежит материальный вред, вызванный смертью, увечьем или иным телесным повреждением, нарушением либо утратой здоровья потерпевшего, повреждением или уничтожением его имущества, в том числе дороги, дорожных сооружений, технических средств регулирования дорожного движения и иных объектов. Не подлежат возмещению потерпевшему моральный вред, упущенная выгода либо утрата товарной стоимости транспортного средства. В случаях увечья или иного телесного повреждения, нарушения или утраты здоровья либо смерти потерпевшего, произошедших в результате дорожно-транспортного происшествия, размер вреда и порядок его возмещения устанавливаются в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждаемыми Белорусским бюро по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты.
Если вред причинен несколькими владельцами транспортных средств, то соответствующие страховщики (Белорусское бюро) возмещают вред пропорционально степени его причинения, установленной на основании заключений компетентных органов. Потерпевший имеет право обратиться к одному из этих страховщиков, который обязан возместить вред в соответствии с настоящим Положением. Страховщик, возместивший потерпевшему вред в полном размере, вправе предъявить другим страховщикам требование о возврате ему соответствующей доли страхового возмещения (п. 152 Положения).
Согласно п. 153 Положения, если в результате полученных травм у потерпевшего наступит смерть или инвалидность в течение одного года после дорожно-транспортного происшествия, его наследникам или ему в порядке и в размере, установленных в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, производится доплата страхового возмещения с учетом ранее выплаченной суммы за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, но не более установленного лимита ответственности.
Если в результате одного и того же дорожно-транспортного происшествия причинен вред нескольким лицам, то каждому из них выплачивается страховое возмещение в соответствии с п. 150 Положения, но в целом - не более трехкратного размера соответствующего лимита ответственности. Если общий размер возмещения по одному страховому случаю превышает трехкратный размер соответствующего лимита ответственности, сумма страхового возмещения каждому потерпевшему пропорционально уменьшается (п. 154 Положения).
П. 155 Положения установлено, что лица, которые предоставили транспортные средства для доставки потерпевших в организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь, приняли участие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия или оказали иное содействие в снижении вреда, причиненного транспортным средством, вправе получить от страховщика возмещение своих затрат. Степень участия и размер возмещения определяются соглашением указанных лиц и страховщика, а при отсутствии согласия сторон - судом.
Определение степени утраты трудоспособности и установление группы инвалидности в соответствии с п. 156 Положения производятся медико-реабилитационной экспертной комиссией, которая своим заключением подтверждает также нуждаемость в дополнительных видах возмещения вреда.
В случаях увечья или иного телесного повреждения, нарушения либо утраты здоровья, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия физическому лицу другого государства, возмещению подлежат расходы на лечение и протезирование, осуществляемые на территории Республики Беларусь, а в случае смерти потерпевшего - расходы на репатриацию в сумме не выше установленного лимита ответственности (п. 157 Положения).
Согласно п. 158 Положения при гибели (уничтожении) транспортного средства размер вреда определяется действительной стоимостью этого транспортного средства на день наступления страхового случая, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту постоянного хранения на территории Республики Беларусь, а для нерезидентов - до границы Республики Беларусь, утилизацию остатков, оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда. Транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт с учетом налога на добавленную стоимость считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на него за вычетом стоимости обновления транспортного средства с учетом налога на добавленную стоимость превышают 80% действительной (остаточной) стоимости транспортного средства на день наступления страхового случая. Если страховщик полностью возместит вред, причиненный гибелью (уничтожением) транспортного средства, он имеет право на получение остатков данного транспортного средства, а в случае отказа потерпевшего от передачи этих остатков их стоимость исключается из размера вреда. Средства, полученные от реализации остатков транспортного средства, используются страховщиком в соответствии с законодательством. При повреждении транспортного средства в размер вреда включаются расходы на его восстановительный ремонт на день наступления страхового случая с учетом износа, эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту постоянного хранения на территории Республики Беларусь, а для нерезидентов - до границы Республики Беларусь, оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда. Определение размера вреда осуществляется исходя из расчета стоимости ремонта транспортного средства. Страховое возмещение выплачивается на основании расчета стоимости ремонта транспортного средства без учета налога на добавленную стоимость. При предоставлении потерпевшим документов, подтверждающих факт ремонта транспортного средства в организации или у индивидуального предпринимателя, имеющих соответствующее разрешение, страховщик (Белорусское бюро) обязан доплатить страховое возмещение в размере исчисленного налога на добавленную стоимость.
При гибели (уничтожении) иного имущества потерпевшего размер вреда определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая, а при повреждении - суммой разницы между его действительной стоимостью и стоимостью с учетом обесценения (потери качества) и расходами на оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда (п. 159 Положения).
В соответствии с п. 160 Положения при повреждении (уничтожении) дороги, дорожных сооружений, технических средств регулирования дорожного движения и иных объектов или предметов размер вреда определяется действительной стоимостью этого имущества на день наступления страхового случая либо стоимостью его восстановительного ремонта и расходами на оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда.
При гибели (уничтожении) домашних животных размер вреда определяется их действительной стоимостью на день наступления страхового случая, а при вынужденном убое - их действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости остатков, пригодных к использованию (п. 161 Положения).
П. 162 Положения предусмотрено, что определение размера вреда производится специалистами страховщика или Белорусского бюро, имеющими специальную подготовку, либо специалистами по определению стоимости транспортных средств оценщика, прошедшими в установленном порядке аттестацию в Белорусском бюро. Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждаются Белорусским бюро по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций. Если страховщик (Белорусское бюро) в течение двух месяцев с момента дорожно-транспортного происшествия не оформил документы на выплату потерпевшему страхового возмещения (на осуществление расчета), он обязан перерассчитать размер вреда, причиненного потерпевшему, исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на день составления акта о страховом случае. При увеличении (ревальвации) официального курса белорусского рубля по отношению к евро за указанный период перерасчет не производится. В случае, когда потерпевший, имея возможность, не обратился в течение 5 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия с соответствующим заявлением к страховщику (в Белорусское бюро), перерасчет размера вреда производится, если страховщик (Белорусское бюро) не оформил документы на выплату страхового возмещения (на осуществление расчета) в течение 2 месяцев со дня подачи потерпевшим заявления.
Согласно п. 163 Положения в случае дорожно-транспортного происшествия участвовавшие в нем лица обязаны сообщить друг другу и потерпевшим свое имя, фамилию, адрес, наименование страховщика и предъявить страховое свидетельство (страховой полис, страховой сертификат иностранной страховой организации, действительный на территории Республики Беларусь). Участники дорожно-транспортного происшествия сообщают о нем в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел и действуют в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. Участники дорожно-транспортного происшествия обязаны принять необходимые меры по снижению тяжести последствий дорожно-транспортного происшествия.
Участники дорожно-транспортного происшествия обязаны в течение 5 рабочих дней с момента происшествия заявить о нем страховщику, который застраховал гражданскую ответственность владельца транспортного средства, совершившего дорожно-транспортное происшествие, или в Белорусское бюро в случаях, предусмотренных в Уставе Белорусского бюро. Заявление может быть принято страховщиком после указанного срока, если потерпевшим будет доказано, что он не имел возможности заявить о дорожно-транспортном происшествии по уважительным причинам (п. 164 Положения).
В соответствии с п. 165 Положения лицо, претендующее на получение страхового возмещения, обязано в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия представить страховщику (в случаях, предусмотренных в Уставе Белорусского бюро, - в Белорусское бюро) письменное объяснение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. При необходимости такие объяснения могут быть истребованы и от других участников дорожно-транспортного происшествия.
Страховщик (в соответствующих случаях - Белорусское бюро) не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления о дорожно-транспортном происшествии обязан направить в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел запрос об этом происшествии, направить специалиста по определению стоимости транспортных средств оценщика или своего специалиста для осмотра поврежденного имущества. Если направленный страховщиком специалист не прибыл в указанный срок, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать специалиста по определению стоимости транспортных средств оценщика, прошедшего аттестацию в Белорусском бюро (п. 166 Положения).
Согласно п. 167 Положения лицо, претендующее на получение страхового возмещения, обязано сохранить транспортное средство и иное погибшее или поврежденное имущество в послеаварийном состоянии до осмотра их специалистом по определению стоимости транспортных средств оценщика или специалистом страховщика (Белорусского бюро).
В исключительных случаях по требованию страховщика (Белорусского бюро) все участники дорожно-транспортного происшествия в течение 5 рабочих дней со дня предъявления такого требования обязаны предъявить свои транспортные средства по месту их нахождения соответствующему специалисту для осмотра (п. 168 Положения).
В соответствии с п. 169 Положения страховщик (Белорусское бюро) на основании письменных объяснений лиц, указанных в п. 165 Положения, и документов, полученных из Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел по запросу страховщика (Белорусского бюро), а также других документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер вреда, в течение 5 рабочих дней со дня их получения составляет акт о страховом случае.
Страховое возмещение выплачивается потерпевшим (их наследникам) либо по их поручению организации или индивидуальному предпринимателю, оказавшим услуги по ремонту транспортного средства, на основании документов, определяемых Белорусским бюро (п. 170 Положения).
Страховщик (Белорусское бюро) согласно предписаний п. 171 Положения производит выплату страхового возмещения потерпевшему в срок, не превышающий 50 рабочих дней с даты получения им заявления о дорожно-транспортном происшествии, кроме случаев отсутствия документов, необходимых для решения вопросов выплаты страхового возмещения, не по вине страховщика (Белорусского бюро), а также когда споры, связанные с выплатой страхового возмещения, рассматриваются в судебном порядке. Выплата страхового возмещения физическому лицу производится путем перечисления во вклад, выдачи чека на имя получателя в банк, перевода по почте или наличными деньгами из кассы, а юридическому лицу - путем перечисления на текущий (расчетный) счет в банке. Расчеты осуществляются в течение десяти рабочих дней со дня составления страховщиком или Белорусским бюро акта о страховом случае, кроме случаев, когда споры, связанные с выплатой страхового возмещения, рассматриваются в судебном порядке.
Выплата страхового возмещения резидентам Республики Беларусь производится в белорусских рублях, нерезидентам Республики Беларусь - в свободно конвертируемой валюте или в российских рублях (п. 172 Положения).
В соответствии с п. 173 Положения страхователь обязан:
1) уплатить страховой взнос в полном размере и в установленный срок;
2) при заключении договора страхования предоставить страховщику достоверную информацию, имеющую существенное значение для оценки страхового риска;
3) сообщить страховщику об увеличении страхового риска в период действия договора страхования;
4) в течение 5 рабочих дней с момента сообщения ему о наступлении страхового случая известить о нем страховщика, а также предоставить страховщику по его требованию транспортное средство для осмотра;
5) в установленном порядке и в предусмотренный законодательством срок сообщить о дорожно-транспортном происшествии в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел;
6) принять необходимые меры по предотвращению наступления страхового случая или уменьшению вреда при его наступлении;
7) предоставить сотрудникам Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, потерпевшему или его родственникам необходимую информацию о страховщике, с которым заключен договор страхования.
В соответствии с п. 174 Положения страховщик обязан:
1) заключить договор страхования с владельцем транспортного средства, обратившимся с заявлением;
2) при наступлении страхового случая составить соответствующий акт и в определенный Положением срок произвести выплату страхового возмещения потерпевшему (его наследникам) либо по его (их) поручению организации или индивидуальному предпринимателю, оказавшим услуги по ремонту транспортного средства, в размере не более установленного лимита ответственности;
3) возместить расходы, понесенные страхователем и (или) иным лицом вследствие принятых мер по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, уменьшению размера вреда при наступлении страхового случая;
4) не разглашать сведения, полученные от страхователя при заключении договора страхования;
5) ознакомить страхователя с условиями обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Сотрудники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел в ходе расследования дорожно-транспортного происшествия проверяют у его участников наличие договоров страхования, выясняют обстоятельства происшествия, оформляют соответствующие документы о нем и в течение 20 рабочих дней выдают их страховщику (Белорусскому бюро) по письменному запросу, а также выполняют другие обязанности в пределах своей компетенции (п. 175 Положения).
Страхователь согласно п. 176 Положения имеет право:
1) выбирать страховщика;
2) при наступлении страхового случая получать в установленный срок страховую защиту;
3) требовать от страховщика выполнения условий договора страхования;
4) знакомиться с условиями обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Страховщик в соответствии с п. 177 Положения имеет право:
1) проверять сообщенную страхователем при заключении договора страхования информацию, а также соблюдение им требований и условий этого договора;
2) получать в установленном порядке от органов внутренних дел, прокуратуры, судов, организаций здравоохранения и других организаций документы и сведения, необходимые для решения вопросов выплаты страхового возмещения по договору страхования;
3) предъявлять регрессный иск в случаях, предусмотренных в п. 178 Положения;
4) проверять действительность замены потерпевшим поврежденных узлов и деталей транспортного средства;
5) производить осмотр транспортного средства при заключении договора страхования.
В соответствии с п. 178 Положения страховщик (Белорусское бюро) имеет право требования в пределах выплаченных сумм к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, в случаях:
1) умышленных действий, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
2) управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после дорожно-транспортного происшествия;
3) отсутствия у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством;
4) невыполнения лицом, причинившим вред, требований Правил дорожного движения, указанных в п. 163 Положения;
5) совершения преступных действий с использованием транспортного средства;
6) причинения вреда лицом, изъявшим транспортное средство из обладания владельца без его вины в результате противоправных действий;
7) использования транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования;
8) наличия установленной судом вины организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.
Страховщик не имеет права требования в пределах выплаченных сумм к нерезидентам Республики Беларусь, имеющим страховой сертификат иностранной страховой организации, действительный на территории Республики Беларусь, ответственным за причинение вреда в случаях, предусмотренных в абз. пятом и шестом ч. первой п. 178 Положения. Если после выплаты страхового возмещения будет установлено, что она полностью или частично произведена необоснованно, страховщик (Белорусское бюро) вправе истребовать необоснованно выплаченную сумму в порядке, установленном законодательством. Если страхователь не сообщил страховщику об увеличении страхового риска в период действия договора страхования либо указал в заявлении о страховании заведомо ложные сведения, повлекшие недоплату страхового взноса, и данное обстоятельство выявлено после наступления страхового случая, то страховщик имеет право требования к нему в пределах выплаченного потерпевшему страхового возмещения.
Порядок оформления документов при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и выплате страхового возмещения потерпевшим в результате дорожно-транспортных происшествий определяется Инструкцией о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Инструкция), утвержденной приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 г. N 27-ОД (в редакции приказа от 7 декабря 2006 г. N 19-ОД).
Порядок заключения договора внутреннего страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств подчиняется правилам гл. 2 Инструкции, договора пограничного страхования - правилам гл. 3 Инструкции.
Оформление документов при прекращении, переоформлении договора осуществляется в соответствии с гл. 5 Инструкции.

Юридический словарь современного гражданского права. 2014.

Смотреть что такое "ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" в других словарях:

  • Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — (сокр. ОСАГО обязательное страхование автогражданской ответственности)  вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40 ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об… …   Википедия

  • Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности)  это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003… …   Википедия

  • ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ …   Юридическая энциклопедия

  • Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности)  это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года… …   Википедия

  • Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) — Объектом обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — в соответствии со ст. 825 ГК законодательными актами на указанных в них лиц может быть возложена обязанность страховать: 1) жизнь, здоровье или имущество других определенных в законодательстве лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или …   Юридический словарь современного гражданского права

  • Обязательное страхование — форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы,… …   Википедия

  • Страхование — Страхование  особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей. Страхование (страховое дело) в широком смысле  включает различные виды страховой деятельности… …   Википедия

  • Страхование — I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ОСАГО — Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности)  это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» >>